ТОП 10 лучших статей российской прессы за
June 26, 2025

Красиво плывем

Рейтинг: 0

Автор: Кирилл Комаров. Профиль

Спрос на круизы по рекам в нашей стране продолжает бить рекорды: с 2020-го число желающих отправиться в такое путешествие растет на 15–20% ежегодно. В навигацию-2025 судоходные компании вывели в рейсы практически все свои лайнеры. Сколько стоят речные круизы, какие направления в топе и зачем судовладельцы постоянно модернизируют теплоходы, разбирался «Профиль».

Плывут все

Небывалый рост рынок речных круизов в России показывает последние пять лет. И хотя из-за пандемии, карантина и закрытых границ судоходные компании на первых порах лишились сотен тысяч клиентов, в том числе зарубежных, впоследствии они не только компенсировали потери, но и существенно нарастили турпоток.

Ажиотажному спросу на речные путешествия поспособствовали и антироссийские санкции в 2022-м, когда наши авиакомпании на несколько месяцев практически полностью прекратили полеты за границу. Многие россияне тогда для себя решили: если не полетим, так поплаваем, и по итогам одного только 2022 года рост круизного турпотока превысил 30%.

Если в 2019-м (перед пандемией) в круизы по рекам России отправились около 400 тыс. пассажиров, из них примерно 150 тыс. – туристы из других стран, то в 2024-м судоходные компании приняли на теплоходах уже более полумиллиона человек. По итогам 2025 года эксперты также ждут рост на 15–20%. Для удовлетворения спроса судовладельцы вывели на маршруты практически все свои теплоходы – 111 штук. Но если в нынешнюю навигацию этого числа судов будет достаточно, то уже в ближайшие годы, опасаются эксперты, мест в каютах всем желающим может не хватить.

Новых пассажирских судов в России строится катастрофически мало. Фактически за последние пять лет судоходные компании ввели в строй всего три круизных теплохода, построенных на российских верфях. В 2020-м флот компании «Водоходъ» пополнил лайнер «Мустай Карим», который стал вообще первым пассажирским судном, построенным в нашей стране за 60 лет. А в 2023 и 2024 годах нижегородская компания «Гама» приняла в свой состав два колесных теплохода – «Золотое кольцо» и «Аурум».

В ближайшие пару лет ожидается сдача еще примерно восьми судов, среди которых теплоходы «Николай Жарков» и «Михаил Жванецкий». К слову, «Жаркова» планировали ввести в эксплуатацию уже в эту навигацию, но передача судна заказчику затянулась и перенесена на конец года.

Кроме того, оператор «Мостурфлот» рассчитывает наконец-то получить свой лайнер «Владимир Жириновский» (бывший «Петр Великий»), который судостроители должны были передать компании еще три года назад. Также ожидается сдача двух судов – «Виктор Астафьев» и «Андрей Дубенский» – для круизов по Енисею и одного судна проекта RPV 87 для путешествий по озеру Байкал.

Пятидесятилетние трудяги

Подавляющее большинство круизных теплоходов, курсирующих сейчас по рекам России, – это суда, закупленные Советским Союзом в 1970–1980-х годах в европейских странах соцлагеря (ГДР, Венгрии, Чехословакии) и даже в капиталистической Австрии. Сам СССР пассажирские теплоходы после Великой Отечественной войны практически не строил – предпочтение на верфях отдавалось заказам от Минобороны.

По данным Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), свыше 65% пассажирского речного флота России превысило нормативные сроки эксплуатации, а большинство теплоходов либо вплотную подошли, либо перевалили за полувековой юбилей.

Так как же удается круизным операторам не только поддерживать свои суда на плаву, но и привлекать ежегодно тысячи новых клиентов? Благодаря реновации. Компании вкладывают сотни миллионов рублей в обновление теплоходов, в итоге многие из них сейчас – это корабли с дизайнерскими интерьерами, современной мебелью и удобствами, с передовыми системами управления и безопасности.

«Аналогию я бы провел с квартирой. У нас в стране много домов, построенных 40–50 и даже больше лет назад. Да, может, внешне они выглядят не очень привлекательно, но люди все равно покупают в них жилье, делают качественный ремонт – меняют коммуникации, закупают дорогую мебель, устанавливают систему «умный дом», – и жить в такой квартире становится очень удобно. С теплоходами то же самое: по паспорту ему, может, уже 50 лет, но внутри этот теплоход не уступает дорогому отелю», – объясняет гендиректор круизного центра «Инфофлот» Андрей Михайловский.

Реновации подвергаются не только каюты, но и общественные пространства: на лайнерах оборудуют больше баров, появляются детские комнаты, так как пассажиров с детьми становится все больше. Но основной упор делается, конечно же, на обновление кают.

Полная реновация общественных пространств на одном судне обходится владельцу в среднем 100 млн рублей, одной каюты – около 1 млн рублей. При этом меняют не просто мебель и цвет стен (хотя в некоторых случаях модернизация ограничивается лишь этим) – под снос идут практически все внутренние перегородки. В итоге увеличивается площадь кают, в них появляются душевые, в отдельных вариантах – даже небольшие прихожие. Также модернизация предполагает увеличение числа кают более высокого класса, рассчитанных на семьи с детьми.

В этом году к летней навигации интерьеры своих теплоходов обновили многие операторы. К примеру, «Водоходъ» оборудовал детские клубы еще на четырех теплоходах – «Константин Симонов», «Зосима Шашков», «Леонид Соболев» и «Георгий Чичерин». Небольшая реновация также была проведена на теплоходах «Феликс Дзержинский» и «Константин Федин».

У компании «Созвездие» серьезной модернизации подверглись три теплохода – «Лебединое озеро», «Северная сказка» и «Симфония севера». На лайнерах появились новые, более комфортабельные типы кают, а также общественные пространства.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни