ТОП 10 лучших статей российской прессы за
April 21, 2025

ПВЗ под прицелом, маркетплейсам приготовиться

Рейтинг: 0

Автор: Алексей Долженков. Монокль

ФНС проявляет все больше интереса к тому, что компании используют договоры с самозанятыми для уклонения от уплаты НДФЛ и взносов. Сейчас налоговая взялась за проверку пунктов выдачи заказов, следующими на очереди могут оказаться уже сами маркетплейсы. В перспективе это сильно поменяет бизнес-модель цифровых платформ.

«Моноклю» стало известно, что ФНС начала рассылать владельцам московских пунктов выдачи заказов (ПВЗ) с маркетплейсов «письма счастья». В них служба требует пояснить отсутствие оформленных сотрудников, отвечающих за выдачу заказов, при том что контрагентам, выполняющим эти функции, идут регулярные выплаты. Напрямую самозанятые или плательщики НПД (налога на профессиональный доход) не упоминаются, но очевидно, что ФНС интересуется именно ими.

Похоже, что бизнес маркетплейсов и число самозанятых в стране достигли такого уровня, что привлекли повышенное внимание налоговых органов. Действительно, число самозанятых в России с момента введения этого статуса увеличивалось каждый год и к концу марта 2025-го достигло 13 млн человек (см. график 1). Соответственно росла и их общая выручка, которая за 2024 год составила 2,2 трлн рублей, на 64% больше, чем годом ранее (см. график 2). Важно отметить, что в последнее время на долю выплат со стороны юридических лиц в среднем приходилось примерно 50% выручки самозанятых, то есть они все прочнее встраиваются в работу обычного бизнеса и, вполне возможно, заменяют собой обычных сотрудников, оформленных по ТК. И это, естественно, не устраивает налоговую.

Все выше, и выше, и выше

Что касается конкретно маркетплейсов, то, по расчетам совладельца и президента группы компаний DNS Дмитрия Алексеева на основании данных «Яндекс Карт», количество отделений Wildberries в стране по состоянию на апрель 2025 года составило 67,3 тыс., это почти вдвое, или на 31,7 тыс., больше, чем в апреле 2024 года. Количество отделений Ozon выросло на 12,4 тыс. и достигло 64,5 тыс. Количество пунктов выдачи «Яндекс Маркет» выросло на 3,3 тыс. и составило 13 тыс. Для сравнения: количество «Пятерочек» в апреле 2025 года достигло 23,6 тыс. (+3,6 тыс. за последний год), а «Красного и белого» — 20,8 тыс. (+2,9 тыс.). Таким образом, сети двух крупнейших маркетплейсов втрое превосходят по размеру сети крупнейших игроков офлайн-розницы.

По числу сотрудников пунктов выдачи оценки разнятся, но, как рассказал председатель союза «Цифровой мир» Валерий Корнеев, в ПВЗ, по разным оценкам, работают от 300 до 500 тыс. человек, однако точной статистики нет, так как оформляются они не по ТК, хотя и должны.

Подавляющее большинство ПВЗ не принадлежат маркетплейсам, они, можно сказать, отдали эту часть бизнеса на аутсорсинг. Часто даже отдельно взятый ПВЗ является самостоятельным микробизнесом, в других случаях небольшое число точек принадлежат одному владельцу. Маркетплейсы отказались от этой части бизнеса, чтобы не портить себе рентабельность.

Впрочем, с финансовыми показателями у маркетплейсов ситуация неоднозначная: их бизнес все еще стремительно растет, но не у всех он прибыльный. Так, чистая прибыль РВБ (объединенная компания Wildberries и Russ) по итогам 2024 года составила 104 млрд рублей, это более чем в три с половиной раза превышает показатель 2023 года. В сегменте электронной коммерции по итогам 2024 года оборот компании превысил 4,1 трлн рублей, что на 60% больше, чем за 2023 год (2,5 трлн рублей). Стоит отметить, что сюда входят не только товары, но и услуги, включая рекламные и финансовые.

Ozon же в 2024 году получил чистый убыток в размере 59,4 млрд рублей, на 39% больше, чем годом ранее. Выручка Ozon в сегменте e-commerce выросла в 2024 году по сравнению с предыдущим годом на 36% год к году и составила 548,3 млрд рублей, преимущественно за счет роста выручки от маркетинговых и информационных услуг.

Чистая прибыль «Яндекса» в 2024 году составила 11,5 млрд рублей, это примерно на 80% хуже показателя 2023 года. Выручка сегмента е-commerce («Маркет», «Лавка», «Еда» и «Деливери») достигла 322,3 млрд рублей (+45% к 2023 году).

Традиционную розницу в маркетплейсах возмущают следующие неконкурентные преимущества: платформы часто не отвечают за качество и за то, что через них продается контрафакт; они, как IT-компании, имеют некоторые преимущества в административной и налоговой нагрузке, а часть нагрузки скинули на продавцов и ПВЗ; наконец, маркетплейсы и сами все чаще используют самозанятых (подробнее см. «Маркетинговая операция на триллион рублей», «Монокль» № 6 за 2025 год).

Закон о маркетплейсах, который должен был бы уравнять онлайн- и офлайн-розницу, так и завис в Государственной думе.

Попали под пристальное внимание

Думаем, что Америку мы ни для кого не откроем, если скажем, что практика оформления постоянных сотрудников через самозанятость вместо трудового договора используется для ухода от уплаты НДФЛ и социальных взносов, и в сфере платформенной экономики и маркетплейсов это особенно распространено — прежде всего в отношении сотрудников на выдаче заказов и курьеров. Причем так делают не только владельцы ПВЗ, но и сами маркетплейсы.

Поэтому интерес к этому налоговой службы понятен. Стоит отметить, что ни о каком критическом снижении поступлений в пенсионный, социальный, медицинский фонды речи не идет. Поступления страховых взносов за 2024 год составили 12,8 трлн рублей, на 20,1% больше, чем годом ранее. ФНС просто выполняет свои текущие обязанности по борьбе с попытками уклониться от уплаты налогов и взносов.

Одно из писем, присланных владельцу пункта выдачи, есть в распоряжении «Монокля». В нем ФНС сообщает, что в ходе проведения камеральной налоговой проверки выявлены ошибки, противоречия либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком (владельцем ПВЗ) и полученных в ходе налогового контроля. Дальше сообщается, что по банковской выписке установлены однотипные операции, наименование которых позволяет предположить перечисление средств контрагентам, осуществляющим услуги выдачи заказов.

Проще говоря, ФНС требует пояснить, по какой причине вместо «нормального» оформления сотрудников ПВЗ, выдающих заказы, производятся периодические выплаты самозанятым, выполняющим эти функции. В письме также сказано, что расчеты сделаны из предположения, что для выдачи заказов не менее 12 часов в день без перерывов и выходных необходимо не менее двух сотрудников. В конце налоговики сообщают о необходимости исправиться (в плане отчетности и перечисления НДФЛ и страховых взносов) или объясниться в течение пяти дней.

В ответном письме собеседник «Монокля» подробно расписывает для ФНС все свои затраты. За 2024 год среднемесячная выручка от деятельности ПВЗ составила примерно 210 тыс. рублей. Самая большая статья расходов — аренда: 100 тыс. в месяц. На уплату налогов по УСН уходит примерно 12 тыс. рублей, на внешнего бухгалтера, интернет и расходники еще 30 тыс., обслуживание расчетного счета, кассы, терминала и т. д. еще около 5 тыс. рублей. Легко подсчитать, что в среднем ежемесячно остается примерно 60 тыс. рублей — за такие деньги нанять даже одного полноценного сотрудника в Москве невозможно.

В итоге владелец этого ПВЗ уже три года ждет, пока его бизнес «раскрутится», и пока работает на точке самостоятельно. Периодические же выплаты в пользу предполагаемого сотрудника он объясняет тем, что они идут за разнообразную помощь и только иногда за подмену на ПВЗ, поэтому это нельзя назвать «постоянными трудовыми отношениями». Впрочем, в будущем владелец ПВЗ обещает переоформить этого сотрудника с самозанятости на трудовой договор.

Важно отметить еще один момент. Владельцы ПВЗ получают процент от оборота товаров. Ни на размер процента, ни на поток товаров они повлиять не могут (зато могут схлопотать штраф). Фактически рентабельность ПВЗ полностью определяется маркетплейсом. Максимум, что может сделать владелец ПВЗ, — перед открытием попытаться просчитать поток клиентов, да и то нет гарантии, что через месяц в соседнем доме не откроется новый ПВЗ, перетянув половину из них. Владельцам ПВЗ остается только экономить — при том что, вообще-то, именно от них зависит буквально вся работа маркетплейса: не будет ПВЗ — не будет и заказов.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни