8 апреля отмечается День российской анимации. 8 апреля 1912 года состоялась премьера первого отечественного мультфильма «Прекрасная Люканида, или Война рогачей с усачами». Сейчас наша анимация востребована во всем мире — вскоре мультфильм «Умка», созданный на студии «Союзмультфильм», стартует и на китайских телеканалах. Генеральный директор студии Борис Машковцев рассказал, чем живет индустрия и как сохраняется высокий уровень качества контента.
Крупнейшая российская студия анимации «Союзмультфильм» сейчас становится известна на весь мир. Директор студии Борис Машковцев рассказал, почему зарубежной аудитории любопытны фильмы о российских реалиях, как развитие технологий влияет на индустрию, почему, несмотря на развитие цифровых форматов, аудитория и художники возвращаются к аналоговым проектам, созданным вручную, и за какими событиями отрасли стоит следить, чтобы увидеть самые удивительные и необычные мультфильмы разных стилей.
— Борис Александрович, мультфильм «Умка» скоро выйдет в китайском прокате. Какое значение это имеет для «Союзмультфильма»?
— Китай для нас сейчас — стратегически значимое экспортное направление. Значительные аудиторные охваты, а также высокая цена лицензионной сделки делают коллег из КНР весьма желанными партнерами, несмотря на строгие квоты для иностранного контента в стране. Сейчас мы выходим на новую ступень, которая содержит в себе аспект культурного обмена. Наш «Умка» будет транслироваться на крупнейшем детском телеканале, а мы в свою очередь покажем на нашем канале «Мультляндия» китайский мультсериал «Играем в хоккей вместе», созданный к пекинской олимпиаде.
— Повлияли ли на углубление сотрудничества санкции?
— Еще в 2017 году в самом начале возрождения «Союзмультфильма» наша команда была заинтересована во взаимодействии с китайскими коллегами и начала плотное общение с аниматорами и дистрибьюторами. Как результат уже через год мы передали пакет наших короткометражных фильмов для китайских телеканалов. Случившиеся впоследствии санкционные ограничения заставили нас сфокусироваться на новых экспортных направлениях, и на КНР в первую очередь. Кроме того, наше внимание сейчас также сосредоточено на Ближнем Востоке, Юго-Восточной и Центральной Азии, Африке и Латинской Америке — это та часть планеты, где проживает гигантская детская аудитория, и мы также стремимся налаживать с ними диалог. Но китайская мультипликация остается для нас особым феноменом.
— Почему? В чем ее особенность?
— Мы как раз пытаемся это познать в диалоге. Это страна с одним из самых крупных производств анимации для внутреннего рынка. Мы хотим на уровне ощущений разобраться, что такое вкус китайского кино. А для нас их аудитория хороша своей любознательностью. Например, у нас есть мультсериал «Простоквашино» про русскую деревню. Юмор, характер персонажей и сюжеты завязаны на отечественную специфику. Обычно такое кино сложно отправлять за рубеж, поскольку в других странах нет аналогичных бытовых стереотипов. А Китай этот проект купил, потому что им интересно посмотреть, как устроена наша жизнь.
Сейчас мы пытаемся сделать то же самое, транслируя их сериал «Играем в хоккей вместе», — тема спорта универсальна: истории про дружбу, взаимовыручку, что соответствует запросу российской аудитории. Но нам интересно, как оно сработает в деталях, как китайских персонажей воспримет российская аудитория.
— «Умка» — перезапуск советского мультфильма, созданный к 50-летнему юбилею оригинала. Среди переснятых шедевров «Простоквашино», «Ну, погоди!», «Чебурашка»... Почему это стало важным направлением работы студии?
— Нужно отметить, что это не ремейки — мы не повторяем истории, не «переснимаем» а продолжаем их или переносим персонажей в условия других мультвселенных. У анимации есть одно важное свойство — наши персонажи не стареют. Если образ по своей сути оказывается актуальным для детей, вы можете с помощью него выстроить диалог между поколениями. И если в случае с литературой можно до сих пор вместе с ребенком прочитать любимую книгу из собственного детства, с мультфильмом это не получится — они быстро устаревают. Юной аудитории важна актуальность визуального ряда, и сейчас, хотя мы часто спорим с писателями на эту тему, молодое поколение начинает знакомство с миром именно через анимацию. Зачастую сам персонаж и в современности способен отвечать на вопрос, который задают дети, а вот антураж оказывается уже устаревшим. Имеет значение и то, что многие дети привыкли к клиповому монтажу, и классическое кино для них уже просто слишком медленное, а в условиях конкуренции с большим количеством цифрового контента, который забирает на себя внимание, нам нужно оставаться заметными. Продолжение историй, придание новой формы персонажам позволяет нам достучаться до ребенка. И, конечно, взрослые тоже любят новые эпизоды знаменитых сюжетов, ведь выдуманные персонажи становятся для нас столь же эмоционально важными, как и люди, которые нас окружают. В чем, как вы думаете, кроется одна из причин мировой популярности сиквелов, приквелов, спин-оффов? В условиях нестабильности люди хотят видеть на экранах своих старых «друзей». В то же время запустить какую-либо новую франшизу и сделать ее популярной — задача со звездочкой.
— А работаете с играми?
— Да, конечно. Совсем недавно при поддержке Института развития интернета был запущен квест по мультсериалу «Приключения Пети и Волка», а также серия развивающих мобильных игр по мультсериалам «Простоквашино», «Енотки», «Оранжевая корова». У нас есть также площадки в «Роблоксе» (многопользовательская платформа, объединяющая игровые вселенные. — «ВМ»). Там можно встретить и простоквашинцев, и героев «Ну, погоди», «Шайбу-шайбу!». Мы видим, что это популярная форма взаимодействия с нашей аудиторией.
— В кино часто говорят о дефиците сценаристов, режиссеров. Какая ситуация в анимации?
— Нас это тоже сильно заботит. Анимационная индустрия в России — 5,5 тысячи человек при населении 145 миллионов. Это капля в море! А мы хотим удовлетворить интересы всего населения. Мультипликация — творческая сфера, здесь невозможна абсолютная оптимизация, а цифровые технологии остаются только инструментом в руках человека, и все упирается в талант и квалификацию. Поэтому мы много работаем над тем, чтобы стимулировать развитие профессии в регионах, зарождение собственных студий и появление образовательных организаций по смежным специальностям, чтобы возникла воронка талантов.
На студии действуют курсы повышения квалификации, Школа режиссуры, где мы помогаем коллегам, уже работающим в профессии, дебютировать в качестве авторов собственных фильмов. Работают совместные факультеты в институтах, где готовят специалистов исполнительского звена, художников. Мы сотрудничаем со всеми профильными вузами страны, берем студентов на стажировки. Также с прошлого года действуют курсы повышения квалификации для преподавателей, чтобы они были включены в процессы современного анимационного производства и понимали, какие навыки мы ожидаем от новых сотрудников.
И при этом, если вы спросите про дефицит кадров, я скажу, что он есть — начиная от сценариста и заканчивая любым цехом. Нам ведь всегда хочется большего, чем то, на что мы сейчас способны.
— Где и как вы ищете новые идеи?
— Нам можно прислать сценарные заявки на почту, специалисты их читают, рецензируют внутри студии. Но самая рабочая схема действия — питчинги, то есть конкурсы замыслов. Авторы с презентацией проекта выходят на сцену и рассказывают, как видят свой фильм и каких ресурсов им не хватает — соавторов, продюсеров, производства... Такие питчинги «Союзмультфильм» проводит ежегодно в марте в рамках Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале. Но начало работы — это только предчувствие, что копать нужно здесь, это больше поиск единомышленников, нежели самой идеи. До воплощения ведь предстоит путь длиной в несколько лет.
— Мультипликация очень цифровизирована, а сейчас появились еще и генеративные нейросети. Как эти технологии меняют работу студии?
— Вы правы, что наша индустрия цифровизирована. Если бы это не произошло, мы бы не получили такого бума развития отрасли. Но нужно понимать, что любая технология не устраняет человеческий труд, а только лишь его меняет. Мы стали больше обращать внимание на развитие высокоуровневых творческих навыков у сотрудников, потому что механическая работа автоматизирована. Но там, где мы говорим про человеческий дар, никакая цифра не поможет. На «Союзмультфильме» доступны любые варианты, но до сих пор сохраняются павильоны, где вы можете снять аналоговую анимацию — кукольную, перекладную... Это могут быть и короткометражные фильмы, и полные метры — сейчас, например, в производстве фильм в технике пластилиновых перелепок — «Безумная планета». Наши «Гофманиада» и «Два трамвая», лауреаты «Золотого орла», — кукольная анимация.
Во многом это для нас психологический вопрос — нужно перестать бояться наступления эры нейросетей, их нужно приручить. Но при этом люди, работающие с покадровым видом искусства, обретают статус демиургов, которым подвластно все, что происходит с историей и звукорядом. Мы воспринимаем фильм покадрово, с точностью до 0,25 секунды. ИИ работает иначе. Я думаю, мы сейчас наблюдаем процесс рождения новых профессий в дополнение к старым, и они будут связаны с формулированием запроса к нейросети. Плюс этого инструмента сейчас в том, что он позволит быстро получить большое количество экспериментального материала. У нас есть понятие «референс» — образы, которые не используются в производстве, но на них мы объясняем коллегам, что хотим получить от их персонального вклада. Здесь такой подход будет даже гуманнее по отношению к сотрудникам. Представьте: вы просите 10 художников нарисовать образ персонажа. В лучшем случае один рисунок выберут, а девять выбросят. Так себе ценность труда, правда? А все это ведь талантливые люди! Другое дело — попросить о таком одолжении ИИ, и продюсеры, режиссеры сами поймут, что они хотят от художника, и аниматор получит более четкий, разумный запрос.
— Раньше цифровые мультики очень удивляли, а сейчас фокус внимания больше сместился на аналоговую анимацию. Например, в прокате сейчас успешно идет кукольный фильм «Мемуары улитки». Замечаете всплеск интереса к аналоговости?
— Это некая компенсация. В анимации не умирают никакие технологии и методы, просто меняется мода. По реакции зрителей мы понимаем запрос.
Да и, наблюдая за студентами, я вижу, что, хотя их учат цифровым инструментам, без владения которыми невозможно найти работу, у них все равно есть потребность попробовать сделать что-то в аналоговой сфере, и куклы, например, популярны у будущих специалистов. Хотя в профессиональной среде они являются одним из самых сложных инструментов.
— Большой сегмент анимации все еще не коммерческий, а фестивальный, и «Союзмультфильм» продолжает такую работу. Почему?
— Короткометражная фестивальная анимация не просто дань традиции, а то, без чего студия просто не может существовать. В силу развития современной медиасреды короткометражки ушли в нишу фестивального показа. Там мы показываем кино, которое теряется в глобальном пространстве, и эти работы в силу формы позволяют показать технологии, связанные с уникальным авторским почерком, которые не могут быть конвейерными, — пластилин, масляная живопись по стеклу, классическая рисованная, даже сыпучие материалы. Список не конечен, потому что художники сами изобретают уникальные приемы.
На нашем канале «Мультиландия» в рубрике «Мультики для мамы» мы тоже регулярно устраиваем показы короткого метра, чтобы зрители всесторонне видели работу студии, а в соцсетях есть канал «Теплая анимация», где можно тоже увидеть работы. Для многих молодых авторов это становится трамплином, а для опытных коллег — творческой отдушиной.
— За какими событиями в индустрии вы следите, чтобы быть в курсе трендов, искать таланты?
— Мы внимательно следим за фильмами-номинантами главного профессионального смотра страны — Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале. В течение года также проходят крупные фестивали в Воронеже, Хабаровске, Екатеринбурге, большой летний опен-эйр «Бессонница». В столице осенью можно посетить Большой фестиваль мультфильмов — несколько десятков кинотеатров в течение недели показывают российскую и зарубежную анимацию как для взрослой, так и для семейной аудитории. Это независимый кинематограф, не пошедший в широкий прокат. Самая главная для индустрии национальная премия «Икар» вручается в День российской анимации — 8 апреля. Эта награда очень ценится в профессиональной среде, а зрителям дает возможность сориентироваться в современной мультипликации по шорт-листам.
— Над чем сейчас ведется работа?
— Мы продолжаем предлагать разные формы анимации. Только начал выходить сериал «Чемпионы» — реверанс с сторону Бориса Дешкина, создавшего «Шайбу! Шайбу!». Это не ремейк, а продолжение, с почерком молодой творческой команды. Готовится сериал, посвященный Чебурашке и Крокодилу Гене, — эстетика,заданная кукольным мультфильмом, органично перешла в трехмерную компьютерную графику, но мы сохраняем манеру игры кукол. В прошлом году в сети успешно прошел короткометражный фильм «Крошки», где Кот Матроскин, Винни Пух, Попугай Кеша, и другие легендарные персонажи предстали в образе малышей. Для кинотеатров готовим несколько релизов, которые для нас стали творческим и технологическим испытанием. Это две экранизации современных книг «Малуша» по произведению Олега Роя и «Тайны Чароводья» — пятикнижие Юлии Ивановой, целая вселенная.
ТОП-5
- Отечественные мультфильмы, ставшие лидерами проката:
- Три богатыря и Пуп Земли (2023)
- Иван Царевич и Серый волк (2012)
- Смешарики. Начало (2011)
- Звездные собаки: Белка и Стрелка (2010)
- Руслан и Людмила. Больше, чем сказка (2023)
ДОСЬЕ
Борис Машковцев — генеральный директор киностудии «Союзмультфильм». Ранее возглавлял студию «Аэроплан», имеет более чем десятилетний опыт анимационного производства. С 2012 года входит в состав правления Ассоциации анимационного кино. Совмещает работу с преподаванием — доцент кафедры продюсерского мастерства и руководитель мастерской продюсирования мультимедиа ВГИКа, декан факультета анимации университета «Синергия». В качестве директора «Союзмультфильма» принимал участие в разработке долгосрочной стратегии развития киностудии, которая с 2017 года переживает новый этап в своей истории. В 2020 году компания произвела более 1000 минут анимации, войдя в число лидеров отечественной индустрии.