Прошлый год в России стал рекордным по количеству франчайзинговых концепций «Возьми с собой», вышедших на рынок общепита. И это не случайно: в кризисные времена потребители начинают особенно ценить быстрые форматы обслуживания без лишних сервисных наценок, а предприниматели — невысокий порог входа в бизнес.
Самый первый  большой заказ навынос оказался розыгрышем и одновременно историческим  событием. В январе 2007 года уверенный мужской голос попросил  по телефону работников небольшой кофейни Starbucks в Сан-Франциско  приготовить четыре тысячи стаканчиков латте «с собой». Бариста впали  в замешательство. «Шутка, — раздалось наконец в трубке. — Ошибся  номером. До свидания!» Шутником оказался Стив Джобс. В тот самый момент  он находился на сцене конференции MacWorld, презентуя публике первый  iPhone, а его звонок был не более чем демонстрацией — первым голосовым  вызовом, осуществленным в сотовой сети общего пользования с помощью  нового гаджета от Apple. Кстати, адрес и телефонный номер близлежащей  кофейни он тоже нашел с помощью «Айфона» непосредственно перед звонком,  воспользовавшись сервисом Google Maps.
Впоследствии в кофейне не поленились подсчитать: на выполнение такого  заказа у них ушло бы 48 часов, учитывая, что приготовление одного  напитка занимает 44 секунды. Благодаря Джобсу та самая кофейня стала  невероятно популярна, да и идею «кофе с собой» он невольно еще дальше  продвинул в массы. Пранкеры из числа поклонников Apple до сих пор  то и дело звонят в это небольшое заведение, заказывая кофе тысячами  стаканов, но к этому там давно привыкли.
             
            Первый бизнес
В России специализированные сети по продаже еды и напитков «с собой»  по-настоящему только начинают отвоевывать для себя место на рынке.  Навынос сегодня готовят лапшу, суши, бургеры и многое другое. Однако  именно кофейные точки оказались самой удобной и бюджетной нишей  для распространения по франшизе. Ведь небольшая площадь заведения,  возможность не подводить никаких инженерных коммуникаций, кроме  электричества, а также минимальные вложения в ремонт интерьера  и оборудование позволяют значительно сэкономить на первоначальных  вложениях. По оценкам Алеси Слединой, консультанта по франчайзингу  компании «Франкон», на российском рынке сегодня насчитывается около двух  десятков франчайзинговых сетей формата «кофе с собой» — более тысячи  точек в совокупности. Их формат и уровень требуемых инвестиций  приблизительно одинаков. И даже профиль целевого франчайзи у них  примерно совпадает: в качестве партнеров большинство франчайзеров видит  в первую очередь молодых людей — тех, для кого это станет первым  бизнесом или возможностью попробовать себя в общепите.
Однако в какой-то момент на перспективность этой концепции обратили  внимание и некоторые «взрослые» бренды: так, специальный формат франшизы  «кофе с собой» появился у Coffeeshop Company и «Гурме». «Низкий порог  входа — один из главных драйверов роста для нишевых франшиз формата  «кофе с собой», — объясняет Следина. — Другой немаловажный фактор —  минимальная скорость запуска и относительная легкость управления  бизнесом».
Основатель новосибирской франшизы мини-кофеен «Бодрый день. Кофе  с собой» Алексей Балкин, открывая три года назад первую точку сети,  вообще не имел никакого предпринимательского опыта и вышел на формат  интуитивно. Денег было в обрез, на открытие полноценной кофейни  с посадочными местами их явно не хватало. Поэтому в августе 2012 года  Балкин поставил небольшой «островок» по продаже кофе в одном  из бизнес-центров Новосибирска. С выбором места он не просчитался.  Конверсия среди посетителей здания оказалась в несколько раз выше,  чем у конкурентов в торговых центрах и при уличном размещении: из сотни  проходивших мимо двое-трое обязательно покупали напиток. Когда дело  пошло, стало понятно, что расширять торговую площадь и устанавливать  столы и стулья все равно нет никакого резона: у его клиентов — «белых  воротничков» — нет времени рассиживаться, их лимит — всего несколько  минут, чтобы подождать приготовления напитка. Так что растить бизнес  можно было только вширь, открывая новые точки. Закрепившись в короткий  срок во всех крупных бизнес-центрах города, Балкин начал открывать новые  точки в соседних регионах. Сегодня у «Бодрого дня» 90 партнеров и более  120 заведений на обширной территории от Симферополя до Читы. При  среднем чеке в 100–150 рублей кофейни выходят на окупаемость за 5–6  месяцев; средняя рентабельность бизнеса держится на уровне 20–25%.
Владелец ижевской компании Like Аяз Шабутдинов с открытия кофейни  с напитками навынос начал строительство большого холдинга. До этого  он запустил сеть хостелов под тем же брендом, а после успеха кофейного  формата окончательно поверил в свои силы и начал штамповать франшизы  с бешеной скоростью: сегодня холдинг объединяет бизнесы в области  флористики, изучения иностранных языков, сети парикмахерских,  тюнинг-ателье, пиццерий, фотошкол и кулинарных студий. «Мы понимали, —  рассказывает Шабутдинов, — что надо масштабировать и диверсифицировать  бизнес, но все идеи не подходили. Поначалу мы рассматривали, например,  франшизы в сфере 3D-принтинга и продажи нефтяного оборудования. Все  определил спрос: тренд «кофе с собой» складывался буквально у нас  на глазах. Первую кофейню Coffee Like мы открыли осенью 2013 года  на площади в 9 кв. метров и заработали в день открытия 4 500 рублей.  Вложенные средства удалось вернуть уже на второй месяц работы». Сегодня  сеть Coffee Like — одна из самых крупных в России. В нее входит 193  кофейни более чем в 95 городах, а общая выручка по сети перевалила  за 28 млн рублей.
И Балкин, и Шабутдинов сходятся в том, что самое сложное в открытии  франшизы «навынос» — поиск достойного места. «Это тот самый бизнес,  когда от расположения зависит очень многое», — говорит Аяз. Тем не менее  есть и плюсы: даже в самых дорогих с точки зрения аренды торговых  и бизнес-центрах много места для «кофейного уголка» не понадобится.  Стойка может расположиться на площади от полутора до четырех квадратных  метров. «Высокая мобильность таких кофеен позволяет организовать их в  местах максимального трафика потребителей: в транспортных узлах, вузах,  офисных центрах, — перечисляет возможности Юрий Михайличенко,  исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга. — Например,  автомобили франшизы RC Сoffee могут обслуживать спортивные мероприятия,  места отдыха и имеют максимальную свободу передвижения».
Правильный рецепт
Средние инвестиции для запуска мини-кофейни Алеся Следина («Франкон»)  оценивает в 300–400 тыс. рублей, однако в отдельных случаях они могут  достигать и миллиона. «Величина инвестиций, — разъясняет эксперт, —  определяется в первую очередь форматом, площадью точки и качеством  используемого торгового оборудования, а также тем, покупает или арендует  франчайзи кофемашины, холодильник, витрины для выпечки. На рынке  встречаются оба варианта, однако второй способ позволяет партнерам  открыться с минимальными вложениями». Паушальный взнос берут все  франчайзеры, и его величина варьируется в среднем от 80 до 300 тыс. руб.  Роялти — более гибкая статья расходов. Некоторые франчайзеры не взимают  явных роялти, ограничиваясь получением дохода от поставки кофе  партнерам: закупкой зерен, а иногда и обжаркой и приготовлением смесей  владельцы франшизы занимаются самостоятельно. Другие устанавливают  роялти как процент от продаж — как правило, 3–5%. Третьи, такие как  «Бодрый день», не вводят роялти, однако берут сопоставимый взнос  (в процентах от оборота) за пользование CRM-системой.
Собственная система автоматизации — обязательная часть пакета почти  всех кофейных франшиз. У некоторых она даже становится конкурентным  преимуществом. «Мы отказываемся от классических кассовых аппаратов  и используем нетбуки, чековые принтеры и планшеты, — поясняет Алексей  Балкин. — Зато все продажи, отчетность и товарные остатки видим в режиме  онлайн. Полная автоматизация позволяет на 15–20% снизить затраты  на старте и на столько же может повысить выручку за счет накопительных  скидок и карт лояльности». Помимо брендбука, CRM и ERP-систем,  франчайзи, как правило, получают от франчайзера финансовые и юридические  консультации, курсы бариста для персонала, подробный бизнес-план,  контакты поставщиков одноразовой посуды и аксессуаров, разработанное  меню, фирменную одежду сотрудников.
Однако даже использование всех этих элементов не гарантирует кофейной  точке успеха. По словам Аяза Шабутдинова, далеко не все франчайзи  оказываются добросовестными: некоторые из них не следят за качеством  кофе, другие не обеспечивают нужного уровня сервиса. Из‑за низкого  порога входа на рынок риски увеличиваются для всех игроков: франчайзи  сталкиваются с высокой конкуренцией, не могут подобрать подходящее  место, совершают всевозможные ошибки, характерные для новичков. Для  франчайзера каждый такой промах партнера — прямой урон ценности бренда.  Решение проблемы — в строгом отборе потенциальных партнеров  и пристальном контроле работы уже открытых точек. Проверяя качество,  франчайзеры используют систему тайных покупателей, видеонаблюдение,  специальные чек-листы и многие другие приемы.
Дополнительные риски для франчайзера заложены еще и в относительной  простоте этого бизнеса. Разобравшись в нюансах, франчайзи может захотеть  перестать платить роялти и выйти из сети, чтобы работать на себя  самого. «Нужно понимать, за счет чего можно удержать успешного партнера  в сети, — считает Алеся Следина. — Бренд здесь решающей роли не играет,  ведь основополагающим фактором успеха является удачное местоположение.  Речь идет скорее о каких-либо экономических стимулах для повышения  лояльности партнеров». Впрочем, пока насыщение на рынке не наступило,  такое поведение франчайзи будет скорее естественным процессом — так  что кофейням остается лишь наращивать силу своего бренда, чтобы  встретить будущих конкурентов во всеоружии.