Вот уже почти 30 лет российских чиновников пытаются пересадить на отечественные машины. И, кажется, дело сдвинулось с мертвой точки. В служебных гаражах все чаще можно встретить новинки нашего автопрома - Lada Aura, Aurus, «Москвич»...
Мы пообщались с депутатами Госдумы и узнали, что они думают о новых машинах. И даже прокатились на одной из них.
…Георгиевский переулок, соединяющий Большую Дмитровку с Тверской, - на первый взгляд тихий, ничем не примечательный уголок центра столицы. Но именно здесь расположены служебные входы Госдумы.
Что припарковано? Не первой свежести «пятерки» и «семерки» BMW. Уставшие от жизни Toyota Camry. Немного свеженьких «китайцев», немного - «корейцев». Но нет ни «Майбахов», ни «Роллс-Ройсов», ни даже «захудалых» «Рейндж Роверов». Зато «Аур» - хватает. Я насчитал семь штук.
Сергей Пахомов - глава Комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству - появляется точно вовремя. В руках - увесистая папка с документами. Распахиваем широченные задние двери его Lada Aura и садимся на задний диван. Впереди - небольшая поездка и «разговор о важном» - о перспективах пересадки чиновников на продукцию отечественного автопрома.
ТЕПЛО, СВЕТЛО, КОМФОРТНО
А ведь еще в 2023-м у нас за государственный счет приобретали и Toyota, и Renault, и Volkswagen. Но с тех пор многое изменилось. Как рассказал KP.RU председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, в ноябре 2024-го глав комитетов парламента пересадили на «Ауры». До этого они ездили на BMW.
- И знаете, разницы я не заметил, - признается Аксаков. - Разве что «Лада» чуть шумнее. Но я когда-то начинал ездить на «Таврии». Меня шумом не напугать…
- Меня, кстати, тоже, - улыбается Сергей Пахомов. - Моей первой машиной была «девятка» - ВАЗ-2109. Вот она действительно гремела! А в «Ауре» - тишина…
Мы движемся по Тверской. В салоне тихо - слышен лишь шепот кондиционера да тиканье поворотников на перестроениях. Подвеска мягко обрабатывает швы и неровности дорожного покрытия...
- За руль сами садились?
- Было несколько раз, - говорит Сергей Пахомов. - Понравилось. Едет хорошо, ускоряется резво, управляется - комфортно. Что еще надо?
- И никаких отличий от BMW?
- Есть, конечно, - улыбается собеседник. - Но, если сравнивать, надо брать машины одного класса. «Аура» - не аналог BMW. Но она же и значительно дешевле. А в сравнении с «китайцами» и «корейцами» того же ценового сегмента наша машина - уж точно не хуже. Скорее - лучше.
- И никаких шуток в курилках со стороны коллег, что передвигаетесь на «Ладе»?
- Если только беззлобные. Так-то всем все равно.
- Но почему тогда мы без малого 30 лет пытаемся пересадить чиновников на отечественные автомобили, а лед тронулся только сейчас?
- Да потому что раньше не было, на что пересаживать. Теперь - есть.
ОТ «КАЛИТЫ» ДО «АУРУСА»
В 1997 году в России впервые вышел указ о пересадке чиновников на отечественные авто (подробнее см. «Из истории»). Но тогда российские заводы были просто не в состоянии сделать что-то хоть отдаленно похожее на автомобиль класса премиум.
Завод «Москвич» тогда выпустил седан «Князь Владимир», а затем его «растянутую» версию «Иван Калита». Но эти машины оставляли впечатление кустарных поделок из «гаража дяди Васи».
АвтоВАЗ пытался «играться» с только что вставшей на конвейер «десяткой» (ВАЗ-2110). Так появились версии «Премьер» и «Консул». Но выглядело это не лучше, чем эксперименты «Москвича».
Не отставал и ГАЗ, изощрявшийся над последней версией «Волги» (ГАЗ-3110), тоже удлиняя и растягивая ее во все стороны. В целом - с тем же «успехом». Да и какой мог быть успех, если сама конструкция базовых моделей уже тогда технологически устарела лет на 10 - 15?
Сейчас все иначе. У нас есть «Веста» (на базе которой разработана «Аура»). Есть представительский бренд «Аурус». И есть ряд китайских компаний, которые в нашей стране выпускают свою продукцию - в том числе и под российскими марками.
- В феврале всех вице-спикеров пересадили на «Аурусы», - рассказывает зампредседателя Госдумы Владислав Даванков. - До этого у меня был BMW - с пробегом больше 400 тысяч км… Так его чаще ремонтировали, чем он ездил! И тут нам выделили «Аурусы». Шикарные автомобили! Особенно приятно, что российские. Но… Дорогие они.
В любом случае все, с кем мы говорили, согласны - в переходе на машины российского производства нет ничего страшного. А польза в плане развития отечественных предприятий точно будет.
- Посмотрите на тот же Китай, - продолжает Владислав Даванков. - Вспомните, какие там были машины еще лет 10 назад. Без слез не взглянешь! И какие они делают сейчас. Это же небо и земля! Причем за счет огромного объема производства им и цены удалось снизить. И конкуренцию западным маркам навязать. Почему мы не можем пройти тем же путем? Все возможности у нас имеются.
НЕ В РОСКОШИ ДЕЛО
…Завернув с Охотного Ряда на парковку у главного входа в Госдуму, останавливаемся. Тут картина другая. И «Майбахи», и «Рейндж Роверы» есть. И обычные BMW с «Мерседесами». И, разумеется, «Аурусы».
- Не все, конечно, пересели на «Лады», - признает Сергей Пахомов. - Но это вопрос времени. В конце концов - машины лишь недавно начали выпускать.
- Думаете, депутаты, привыкшие к роскошным автомобилям, вот так легко и массово пересядут на «Ауры»?
- Может, не все, но большинство - легко. Депутаты ведь обычные люди, а у нас как повелось в 90-е? Как только заработал какие-то деньги - купи машину побогаче. Чтобы все видели и завидовали. И до сих пор у многих на первом месте в приоритете покупка даже не жилья, а именно автомобиля. Такая вот психология. Но постепенно приходит осознание, что вся эта роскошь - лишнее, напускное. «Мерседесом» можно впечатлить девушку на свидании, а на работу какая разница, на чем ездить? Тем более нынешние «Лады» - современные комфортные машины. Не говоря уже об «Аурусах».
- Но почему тогда соответствующий законопроект уже полтора года не может пройти даже первое чтение? (Подробнее см. «История вопроса». - Ред.)
- Я с ним не знаком, но и не уверен, что он нужен. Мне кажется, правильнее - не запрещать, не закручивать гайки. А добиваться, чтобы люди сами стремились к чему-то. В данном случае - поддерживать отечественный автопром.
- Получается?
- Менталитет меняется. Может, в 90-е годы перспектива пересесть на условные «Волги» многих пугала, сейчас - нет. Машины стали лучше, а стремления к показушности - меньше.
ЛИЧНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Растянутая «Веста» - сзади много места
За руль «Лады Ауры» меня не пустили. Машина - в государственной собственности, управлять ей могут только закрепленные за ней лица.
- Но едет бодро, поверь на слово, - рассказывает Алексей, водитель Сергея Пахомова. - Вроде всего 122 «силы», а хватает вполне.
Внешность у «Ауры» нестандартная, привыкаешь не сразу. Будто взяли «Весту», зажали «мордочку» и сильно потянули за багажник. Вся прибавка в длине пришлась на задние двери.
На водительском сиденье - все точь-в-точь, как в «Весте». Разве что экран мультимедиа больше. А вот климат-контроля нет - на депутатской «Ладе» стоит обычный кондиционер.
На заднем диване - феноменальный простор! Сразу видно, на что пошли дополнительные 25 см колесной базы. А по ширине все, как в той же «Весте». И по запасу воздуха над головой. Пассажиры выше 190 см могут упереться в потолок макушкой. Из элементов роскоши - кожаная обивка сидений плюс подогрев задних кресел и два разъема USB.
Стоит все это великолепие 2,8 млн рублей. Для депутатов закупаются «Ауры» в комплектации Status. Базовая Premier - без кожаного салона и 10-дюймового экрана мультимедиа - обойдется в 2,6 млн.
С 30 ноября, когда стартовали продажи, по середину марта было реализовано около 300 машин. 90% из них купили юрлица.
ВОПРОС - РЕБРОМ
Что можно, что нельзя
Пока поправки к закону о госзакупках зависли на рассмотрении в Думе, чиновники должны ориентироваться на рекомендации Минпромторга. Именно ведомство формирует и корректирует список моделей, которые разрешено покупать для государственных нужд. Сейчас в него входят 14 брендов, производство которых ведется в России - от АвтоВАЗа и УАЗа до китайских BAIC и SWM.
- Тем не менее это именно рекомендации. Которые можно обойти, - отмечает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. - Например, сформировать требования для тендера таким образом, что ни один автомобиль российского производства не будет им соответствовать. И в этом случае можно купить другой - хоть «Мерседес», хоть «Тойоту».
Впрочем, после заявлений Владимира Путина подобная практика сократилась до минимума.
- К тому же надо понимать, что чиновники - это не только депутаты Госдумы и высшее руководство страны, - продолжает Антон Шапарин. - Правило распространяется на все госструктуры. И мы видим, что в полицию, в ГАИ, в МЧС все чаще закупают именно «Лады», «Москвичи», Haval тульской сборки. Хотя это история про рядовых сотрудников. А руководство на местах всегда найдет способ побаловать себя служебным «Ленд Крузером». И чем дальше от Кремля, тем легче им это сделать.
ИЗ ИСТОРИИ
Обещанного 30 лет ждут
17 марта 1997 года Борис Немцов, только-только назначенный первым вице-премьером правительства РФ, заявил, что намерен пересадить всех чиновников на продукцию российского автопрома. Личный опыт у него был - в должности губернатора Нижегородской области он в качестве служебного автомобиля использовал «Волгу».
31 марта 1997-го Борис Ельцин - тогдашний глава государства - подписал распоряжение «О вопросах обеспечения автотранспортом федеральных органов власти». Суть документа сводилась к тому, что с 1 апреля из бюджета страны запрещалось тратить деньги на покупку или аренду легковых машин иностранного производства. Но инициатива не сработала. Спустя два года Ельцин распоряжение отменил.
С тех пор тема о необходимости закупок для государственных служащих машин исключительно российского производства поднималась неоднократно. Плюс-минус с тем же успехом. Много шума - и ничего.
В августе 2023 года акцент на проблеме сделал уже Владимир Путин.
- Все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях, - заявил президент. - Где-то будет поскромнее, чем раньше. Ничего страшного, это даже хорошо. Чиновничество наше замечательное должно понимать, что нужно стремиться к развитию отечественных брендов.
Спустя месяц был разработан законопроект с поправками в федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Суть сводилась к тому, что закупать машины для государственных нужд можно будет с одним условием - они должны быть собраны в России. 11 сентября 2023 года законопроект зарегистрировали. И… до сих пор он не прошел даже первое чтение.
Впрочем, лед тронулся. В прошлом году расходы на госзакупки автомобилей выросли на 36%, а зарубежные бренды из списка почти исчезли. Остались лишь те, кто локализовал производство и выпускает продукцию на российских заводах - Haval, Kaiyi, BAIC. И никаких марок из «недружественных» стран.